+7 (925)
827-55-55
Info@ArendaZvukaSveta.ru

Три музыкальных революции

Исследователи привели факты существования трех музыкальных революций в развитии современной поп-музыки

Эволюция популярных музыкальных произведений заинтересовала ученых из Великобритании. Вместе с веб-сервисом Last.FM они исследовали развитие американской поп-музыки, начиная с 60-го года прошлого столетия и до 2010-го. Параметры, на которые ученые обращали внимание в первую очередь, – это тембральный окрас музыки и смена аккордов. Данные исследования были опубликованы в веб-журнале «Королевского общества открытой науки». Ученые выявили, что вопреки критическим замечаниям современные популярные произведения не настолько однообразны. Также было отмечено, что основная масса музыкальных «революций», которые видел свет, не несла столь радикальных изменений.

Суть исследования

Для исследования британские ученые выбирали ежегодные результаты «Горячей сотни Billboard». Данные выборки поп-музыки публикуются, начиная с 55-го года прошлого столетия, в журнале «Билборд». В промежуток, который был выбран для анализа, было отмечено около 17 тысяч произведений. Для исследования выделялся фрагмент из каждой композиции, продолжительностью в полминуты, которые были предоставлены веб-ресурсом Last.FM, где можно послушать записи любимых исполнителей.

Ученые вывели два набора параметров, по которым характеризовали каждый выбранный фрагмент: «T-лексикон», в котором заглавная буква обозначает тембр (timbre) и «H-лексикон», где первая буква означает гармонию (harmony). Основой первого параметра стали 12 первых MPCC (мел-кепстральных коэффициента). Их получают методом Фурье-преобразования фрагмента и впоследствии нормализуют по шкале чувствительности уха людей к разночастотным звукам (мел-шкала). Данные коэффициенты отражают характерный тембр мелодии. Подобную методику используют для распознавания речи.

Второй параметр обозначал конфигурации гармонии. В исследовании рассматривались следующие аккорды: трезвучие минорное (m), трезвучие мажорное (M), минорный септаккорд (m7), доминант септаккорд (7). Они складывались в 48 вероятных комбинаций, так как каждый из них способен иметь 1 из 12 тоник. Из пары аккордов было выделено 192 отличительные последовательности, которые составили H-лексикон.

Каждый исследуемый отрывок композиции «раскладывали» на описанные характеристики. В итоге ученые получали характерный «портрет» отобранного фрагмента. Затем они усредняли полученные характеристики по годам. Таким образом, исследователи анализировали эволюцию поп-музыки по выделенным полуминутным фрагментам.

Кроме того, была применена кластеризация основных составляющих. Благодаря этому все используемые фрагменты были разбиты на жанры. Всего их получилось 13. Используя теги с веб-ресурса Last.FM, ученые составили их с полученным списком и обрели комплект меток для кластеров. В итоге получилось что-то типа такого: «funk/blues/jazz/soul» или «hip-hop/rap/gangsta rap/old school».
Результаты исследования
Анализируя полученные результаты по эволюции поп-музыки, исследователи выявили характерные тенденции. Блюз и джаз с 60-х годов утрачивали свою популярность, а хип-хоп с 90-х годов стал наиболее любим слушателями.

При этом стоит учитывать, что понятие жанра, в данном случае, определяется по характерным музыкальным чертам, но не по понятиям слушателей. Подобно тому, как в случае исследования доминант-септаккордов с 60-х наблюдается уменьшение их использования, что показывает снижение популярности блюза и джаза. В случае тембральных показателей в 90-х годах прошлого столетия отмечается учащение применения речитатива. Данную тенденцию ученые связывают с расцветом популярности хип-хопа.

Повышение частоты применения минорных септаккордов в 70-х указывает на увеличение популярности соула и фанка. Отмеченный скачок в использовании нескольких аккордных сочетаний в 78-85-х годах характеризует увеличение спроса на «стационарные» рок-группы.
Благодаря обнаруженным изменениям в исследуемых параметрах, ученые вывели такой результат – за описанный период наблюдается три «музыкальных революции». Первая из них началась в 63-м с выпуском сингла «I want to hold your hand» знаменитой ливерпульской четверки – The Beatles. Поэтому это явление назвали «Британским вторжением». По результатам исследования обнаружился любопытный факт – тенденция к изменениям обнаружилась до основания The Beatles. Песня группы стала последней каплей в революционном перевороте. Поэтому говорить о «Британском вторжении» следует с осторожностью.

Следующую революцию ученые отмечают около 83-го. Это время характеризуется падением популярности кластера «soft rock, country и soul» и увеличением спроса на «new wave, disco, hard roc». Третья, наиболее заметная, революция отмечается в 91-м. Она помогла формированию американской поп-музыки 1990-2000-х годов. В этот период наблюдается увеличение популярности hip-hop, rap и образованных из них жанров.

В отдельную категорию исследования было выведено однообразие музыкальных произведений. Выявлялось ежегодное сосуществование нескольких жанров, их количество и характеристики. Данные опровергают суждения о единообразии современных композиций. Ученые выяснили, что разнообразие сегодняшней музыки намного больше, чем в прошлые годы. Разные жанровые композиции звучат со сцены, динамиков музыкальных устройств, наушников МР3-плееров.

В завершении исследователи утверждают, что полученные результаты очень важны для истории музыки. То, что выводы сделаны не историками и критиками, которые руководствовались своими предположениями, а на основании «сухих» фактов, играет немаловажную роль. В планах ученых - узнать о жанровом разбиении и изучить естественную эволюцию музыки. Для этого они собираются проанализировать более ранние музыкальные произведения, на которые не оказали влияние устоявшиеся стереотипы и суждения.

Смотрите так же: Заказать плодородный грунт с доставкой в подмосковье

Каталог услуг

Организация мероприятий